Директор лицея: Дружинина Галина Зиннатовна, к.ф.-м.н., доцент НИТГУ.
Заместители директора:
по УВР:
с 1999 года — Рудовская Людмила Aлексееевна,
с 2007 года — Ермакова Зинаида Иштавлетовна, учитель высшей категории,
c 2015 года — Усанина Анна Сергеевна, к.ф.-м.н., доцент НИТГУ,
с 2018 года — Чередова Елена Павловна,
по ВР:
1999 год — Чередова Елена Павловна, преподаватель МХК,
2018 год — Кагенова Наталья Александровна
по НМР:
Матвеева Полина Федоровна, преподаватель обществознания.
В 1999 году в лицее было 2 класса: 10-й — 18 учеников и 11-й — 19 учеников.
В 2003 году лицей был аттестован и аккредитован Управлением образования Администрации Томской области
Лицей развивался, увеличивался от года к году набор и в настоящее время в лицее 5 классов. Набор в лицей проводится на конкурсной основе. Для девятиклассников работают подготовительные курсы.
Учебный процесс осуществляется в 10-м корпусе ТГУ. Демонстрационные и лабораторные занятия по естественным наукам, проводятся на факультетах ТГУ. Физкультурой лицеисты занимаются в спорткорпусе ТГУ и на стадионе университета.
Лицей работает в одну смену по шестидневной рабочей неделе. Занятия начинаются по расписанию университета в 8.45. Во второй половине дня проходят консультации, факультативы, общешкольные творческие дела и дела классов.
В основу концепции “Лицея ТГУ” заложена идея непрерывного образования «лицей – ВУЗ», позволяющая соединить школьное образование с элементами вузовского через:
⦁ организацию профильного обучения учащихся в выбранных ими образовательных областях (гуманитарной и естественно-математической);.
⦁ существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, изучение на факультативах отдельных вузовских дисциплин;
⦁ вовлечение учащихся в научные общества и кружки на различных кафедрах и факультетах университета;
⦁ привлечение к педагогической деятельности высококвалифицированных преподавателей университета.
Одним из принципов, которым руководствуется коллектив лицея, является постановка задач развития личности учащегося в центр образовательного процесса.
Профильное обучение старшеклассников требует, в первую очередь, подготовки учащихся к осознанному выбору профиля в 10 классе. Для этого в Лицее расширен перечень учебных предметов с углубленным изучением и проводится большая работа по программе «Профессия». На первом этапе обучения учащимся предлагают пройти диагностическое обследование с психологом и выяснить истинные мотивы выбора своего будущего профессионального стремления. Задача классного руководителя помочь ученику сделать правильный выбор с учетом индивидуальных особенностей и составить проект собственного индивидуального плана.
Для учащихся 11 классов организуется многопрофильная система факультативов, которая включает в себя «допрофессиональную» подготовку путем углубления в предмет с ориентацией на подготовку к ЕГЭ и последующего поступления в ВУЗы на основе ЕГЭ.Факультативные занятия проводят преподаватели ТГУ высшей категории. Наполняемость профильных групп варьируется от 3-5 человек до 10-15 учащихся.
«Воспитание-великое дело: им решается участь человека».
Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не теряют своей актуальности. Такие стороны развития личности, как ее образование, мировоззренческое и нравственно- эстетическое формирование, развитие природных склонностей и задатков, не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания.
В условиях взаимодействия лицея и университета существенную роль играет привлечение ресурсов ТГУ к разработке комплексных воспитательных программ, которые охватывают значимые сферы жизни учащихся лицея. Программы разработаны по 3-ем основным направлениям:
— Программа «Здоровье»
— Программа «Культура»
— Программа «Профессия».
Так по программе « Здоровье» в классах проводятся семинары по валлеологии, беседы об особенностях взросления, семинар по проблемам клещевого энцефалита, семинар по профилактике СПИДа. Традиционными стали спортивные мероприятия на базе спорткомплекса ТГУ совместно со студентами ТГУ.
Программа «Культура» базируется на изучения наследия прошлых культурных эпох и культуры настоящего времени как основ для развития творческих сил личности, гармонизации внутреннего мира человека и, в конечном итоге, формирования чувства красоты как основы индивидуального менталитета. В программу органично включаются образовательные курсы, реализуемые в лицее: «Мировая художественная культура», «Этикет» «История музыки», «Культура речи».
В целях расширения представления о содержании музыкального искусства не реже одного раза в год совместно с преподавателями и студентами Института культуры проводится литературно-музыкальная гостиная в актовом зале НИТГУ.
В рамках программы «Профессия» помимо встреч с представителями различных факультетов, анкетирования учащихся и последующего формирования профильных групп психологом проводятся занятия по «Планированию карьеры». Это без сомнения помогает учащимся выбрать будущую профессию исходя из индивидуальных типологических особенностей.
Наряду с реализацией личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей учащихся, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. С этой целью в 2000 году в лицее была создана детская организация. Цель детской организации лицея – формирование готовности у лицеистов выполнять разнообразные социальные функции в обществе. Детская организация в свою структуру включает: Совет лицея, Информационный центр, Аналитический центр, Научное общество.
В компетенцию Совета лицея входит осуществление контроля за посещаемостью и опозданиями, за санитарным состоянием кабинетов и мебели, организации дежурств и порядка на общешкольных мероприятиях, выработка Кодекса лицеиста, правил поведения в лицее и т. д.
Информационный центр в течение всего учебного года выполняет функцию информационного обеспечения необходимыми сведениями, а так же занимается оформительской поддержкой праздничных общелицейских мероприятий. С 2011 года в лицее работает информационный терминал, в наполнении содержания которого участвуют практически все желающие лицеисты.
Аналитический центр в течение года занимается подготовкой и выпуском статей ко всем текущим праздникам и мероприятиям лицея, поздравительных газет именинникам и юбилярам, готовит и проводит опросы учащихся и сотрудников лицея на злободневные темы. С сентября 2007 года центром издается 8 — страничный журнал о жизни лицея. С 2011 года в лицее работает информационный терминал
Научное общество занимается подготовкой к научным конференциям, поиском и освещением научных сенсаций, высказываний знаменитостей на научно- интеллектуальные темы.
Успешно проходят традиционные праздники «День знаний», «Осенняя спартакиада учащихся», «День лицеиста», «Новогодний вечер», «Последний звонок».
Лицей ставит своей задачей создание среды, в которой «модно» учиться. Для этого отрабатываются формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие условия, при которых у подростка возникает личное желание и потребность в максимальной самореализации. Именно поэтому работу с одаренными и интеллектуально-мотивированными детьми в нашем учреждении мы выстраиваем, исходя из следующих принципов:
– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
–обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
– обеспечение внеурочной деятельности подростков через увеличение количества факультативов, через работу научно-исследовательских кружков;
– создание условий для интерактивного обучения при совместной работе учителя и учащихся, где роль учителя часто сводится к минимуму (координация и контроль).
Для повышения эффективности работы с учащимися было введено как в вузах деление учебного дня на сдвоенные уроки (пары). Это позволило увеличить плотность изучения материала, внедрить коллективные способы и интерактивные формы обучения, увеличить долю самостоятельной работы обучающихся на уроке.
Также преподавателями университета активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер. Понимание и восприятие проблемы на таких занятиях усиливается мультимедийным сопровождением, использованием программного обеспечения в целях интенсификации обучения. Кроме того, специальные обследования показали, что у детей, которые с компьютером «на ты», наблюдается преобладание интересов к математике, технике, труду по самообслуживанию и незначительно ниже интерес к гуманитарной сфере, естествознанию и природе.
Используется при обучении лицеистов и принцип междисциплинарных связей, что обеспечивает целостное и неразрывное содержание учебного материала. Так, например, на уроках биологии используются знания, полученные на уроках информатики, ораторского искусства, английского языка. Учащиеся создают презентации по различным темам предмета, проходят проверку знаний с использованием «Супер-теста» на персональных компьютерах современной комплектации.
Совмещая работу в ВУЗе и лицее, преподаватели принимают активное участие в научно-исследовательской работе учащихся. Ежегодно совместно с факультетами ТГУ проводятся научные и научно-практические конференции, где с лекционными докладами выступают как преподаватели и студенты университета, так и учащиеся Лицея ТГУ и других школ.
Заинтересованность всех сторон в высоком уровне подготовки выпускника является общей и делает Лицей и ВУЗ союзниками в решении проблем. В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику лицея и одновременно абитуриенту ВУЗа позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему.
Успехи лицея были высоко оценены общественностью г. Томска. Конкурс при поступлении в 10-е классы лицея составляет в среднем 3-4 человека на место.
Несмотря на наши успехи, в том числе, конечно, и успехи учащихся, родители последних вынуждены были полностью оплачивать их обучение. В 2012 году инициативная группа родителей обратилась непосредственно к президенту Российской Федерации В.В. Путину с письмом. Вот как оценили в письме работу лицея родители детей:
« … Мы, родители учащихся лицея, высоко оцениваем то, что наших детей учат преподаватели университета, дающие высокий уровень знаний и особую культуру общения. Уже через полгода обучения дети существенно меняются: появляется сформированная мотивация достижений, личное желание и потребность в максимальной самореализации.
… Нельзя не отметить и тот факт, что культурное, эстетическое и этическое воспитание учащихся с привлечением сети научных и культурных центров Томского государственного университета и само непосредственное участие сотрудников университета (профессоров, доцентов, аспирантов) в воспитательном процессе обеспечивают эффективное интеллектуальное, культурное и нравственное развитие учащихся. Ведь подростка воспитывает, прежде всего, среда!
… О высокой конкурентоспособности выпускников говорит 100%-ое поступление выпускников в вузы, причем около 80% от всех выпускников лицея поступили на престижные факультеты Томских ВУЗов. От 10 до 15% обучаются в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.
… В течение последних лет лицей входит в тройку лучших школ г. Томска, стабильно занимая с 2006 года второе место в рейтинге по среднему баллу на ЕГЭ в городе Томске. Немаловажно и то, что за все годы работы лицея не было ни одного противоправного нарушения детьми.
… Считаем, что без создания нормативно-правового регулирования, обеспечивающего равенство правовых условий функционирования государственных и негосударственных аккредитованных образовательных учреждений … высоко-эффективная деятельность негосударственных общеобразовательных учреждений сведется на нет, и сделает невозможным реализацию детьми, их родителями права на выбор образовательных услуг, оказываемых частными школами. …»
Надо отметить, что через 7 месяцев после отправки письма было издано постановление о частичном субсидировании негосударственных аккредитованных образовательных учреждений. Это позволило лицею существенно снизить оплату родителей за обучение детей и оснастить современными техническими средствами учебный процесс.
Результативность деятельности лицея как целостной образовательно-воспитательной системы, основанной на взаимодействия с Томским государственным университетом, направленной на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и создание образовательной среды, способствующей успешности и развитию задатков у интеллектуально мотивированных подростков можно оценить по таким показателям как
– приобретение учащимися не только общеучебных умений и навыков познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности в соответствии с государственным стандартом общего образования, но и жизненно важных навыков и качеств;
– 100 процентное поступление выпускников в ВУЗы России, в том
числе, в ВУЗы Москвы и Санкт- Петербурга;
– сформированность самообразовательных умений;
– высокие показатели участия лицеистов в олимпиадах, научных
конкурсах и конференциях различного уровня.
– конкурентоспособность выпускников;
– удовлетворенность субъектов деятельности, в том числе, родителей
учащихся;
В 2013 году мы попали в 100 лучших лицеев России, директор лицея Галина Зиннатовна Дружинина была отмечена значком «Директор года 2013».
В 2014 году лицей занял третье место в бизнес-рейтинге среди негосударственных школ Сибири и Дальнего Востока и ему был присвоен статус «Лидер отрасли 2014». При выдвижении учитывалась финансовая деятельность и достижения лицея в плане реализации полного общего образования, то есть, как раз по тем параметрам, к которым мы стремимся, — высокий рейтинг ЕГЭ, 100% поступление в ВУЗы. Ведущие преподаватели лицея Рудин Владимир Николаевич, Колпакова Людмила Викторовна, Матвеева Полина Федоровна, обеспечивающие высокий уровень подготовки учащихся а, значит, и высокие балы на ЕГЭ (например, у Л.В. Колпаковой 8 стобальников) награждены дипломами «Лидер отрасли 2014», директору вручен «Орден Русской Земли».
В 2016 году по решению Президентского совета Фонда поддержки предпринимательских инициатив ЧОУ «Лицей ТГУ» был выдвинут номинантом ежегодной национальной премии «Компания №1» с присуждением почетного звания «НАДЕЖНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» и вручением руководителю почетного знака «За вклад в развитие национальной экономики».
Ежегодная национальная премия
в области делового имиджа, социальной репутации и доверия
«КОМПАНИЯ №1» — 2016
с присуждением почётного звания
«НАДЁЖНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»Уважаемая Галина Зиннатовна!
Организационный комитет Ежегодной национальной премии в области делового имиджа, социальной репутации и доверия «КОМПАНИЯ №1» — 2016 сердечно поздравляет Вас с достигнутыми высокими результатами в работе и сообщает, что по решению Президентского совета Фонда поддержки предпринимательских инициатив возглавляемая Вами компания выдвинута номинантом премии «Компания №1» с присуждением предприятию почетного звания «НАДЁЖНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» и вручением руководителю почётного знака «За вклад в развитие национальной экономики».
В 2015 году с целью приведения Устава в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации негосударственное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Лицей Томского государственного университета» (НОУСОО «Лицей Томского государственного университета») был переименовано в Частное общеобразовательное учреждение «Лицей ТГУ» (ЧОУ «Лицей ТГУ»).
Высшим органом управления Лицеем является Попечительский совет Лицея. В состав Попечительского совета Лицея по прежнему входят Учредители (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», ЗАО «Спурт – ЛТД») и лица, предложенные Учредителями. Основной функцией Попечительского совета Лицея является обеспечение соблюдения Лицеем целей, в интересах которых он был создан.