Наша история

Содержание:

  1. Наша администрация
  2. Как все начиналось
  3. Направления образования в Лицее
  4. Особенности образовательного процесса
  5. Успехи и достижения

 

 

 

Директор лицея: Дружинина Галина Зиннатовна, к.ф.-м.н., доцент НИТГУ.
Заместители директора:
по УВР:
с 1999 г. по 2006г. — Рудовская Людмила Aлексееевна,
с 2007 года — Ермакова Зинаида Иштавлетовна, учитель высшей категории,
c 2015 года — Усанина Анна Сергеевна, к.ф.-м.н., доцент НИТГУ.

по ВР: Чередова Елена Павловна, преподаватель МХК.

по НМР: Матвеева Полина Федоровна, преподаватель обществознания.

dsc_3528 rr

В 1999 году в лицее было 2 класса: 10-й — 18 учеников и 11-й — 19 учеников.
В 2003 году лицей был аттестован и аккредитован Управлением образования Администрации Томской области

Лицей развивался,  увеличивался от года к году набор и в настоящее время в  лицее 5  классов. Набор в лицей проводится на конкурсной основе. Для девятиклассников работают подготовительные курсы.
Учебный процесс осуществляется в 10-м корпусе ТГУ. Демонстрационные и лабораторные занятия по естественным наукам, проводятся на  факультетах ТГУ. Физкультурой лицеисты занимаются в спорткорпусе ТГУ и на стадионе университета.
Лицей работает в одну смену по шестидневной рабочей неделе. Занятия начинаются по расписанию университета в 8.45. Во второй половине дня проходят консультации, факультативы, общешкольные творческие дела и дела классов.
В основу концепции “Лицея ТГУ” заложена идея непрерывного образования «лицей – ВУЗ», позволяющая соединить школьное образование с элементами вузовского через:
⦁ организацию профильного обучения учащихся в выбранных ими образовательных областях (гуманитарной и естественно-математической);.
⦁ существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, изучение на факультативах отдельных вузовских дисциплин;
⦁ вовлечение  учащихся  в  научные общества и кружки на различных кафедрах и факультетах университета;
⦁ привлечение к педагогической деятельности высококвалифицированных преподавателей университета.
Одним из   принципов, которым руководствуется коллектив лицея, является постановка задач развития  личности  учащегося в центр образовательного процесса.
Профильное обучение старшеклассников требует, в первую очередь, подготовки учащихся к осознанному выбору профиля в 10 классе. Для этого в Лицее расширен перечень учебных предметов с углубленным изучением и проводится большая работа по программе «Профессия». На первом этапе обучения учащимся предлагают пройти диагностическое обследование с психологом и выяснить истинные мотивы выбора своего будущего профессионального стремления. Задача классного руководителя помочь ученику сделать правильный выбор с учетом индивидуальных особенностей и составить проект собственного индивидуального плана.
Для учащихся 11 классов организуется многопрофильная система факультативов, которая включает в себя «допрофессиональную» подготовку путем углубления в предмет с ориентацией на  подготовку к ЕГЭ  и последующего поступления в ВУЗы на основе  ЕГЭ.Факультативные занятия  проводят преподаватели ТГУ высшей категории. Наполняемость профильных групп варьируется от 3-5 человек до 10-15 учащихся.

«Воспитание-великое дело: им  решается   участь человека».
Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не теряют своей актуальности.  Такие стороны развития личности, как ее образование, мировоззренческое и нравственно- эстетическое формирование, развитие природных склонностей и задатков, не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания.
В условиях взаимодействия лицея и университета существенную роль играет  привлечение ресурсов ТГУ  к  разработке комплексных воспитательных программ, которые охватывают значимые сферы жизни учащихся лицея. Программы  разработаны по 3-ем основным  направлениям:
— Программа «Здоровье»
— Программа  «Культура»
— Программа «Профессия».
Так по   программе    « Здоровье»   в классах проводятся семинары по валлеологии, беседы об особенностях взросления, семинар по проблемам клещевого энцефалита, семинар по профилактике СПИДа. Традиционными стали спортивные мероприятия на базе спорткомплекса ТГУ совместно со студентами ТГУ.

 

 

3

 

Программа «Культура» базируется на  изучения наследия прошлых  культурных эпох и культуры настоящего времени как основ для развития творческих сил личности, гармонизации внутреннего мира человека и, в конечном итоге, формирования чувства красоты как основы индивидуального менталитета. В программу органично включаются  образовательные курсы, реализуемые в лицее: «Мировая художественная культура», «Этикет»  «История музыки»,  «Культура речи».
В целях расширения представления о содержании  музыкального  искусства  не реже одного раза  в год совместно с преподавателями и студентами  Института культуры проводится  литературно-музыкальная  гостиная в актовом зале НИТГУ.

 

1

 

В рамках программы «Профессия»  помимо  встреч с представителями различных факультетов, анкетирования учащихся и последующего формирования профильных групп  психологом проводятся занятия по «Планированию карьеры». Это без сомнения  помогает учащимся  выбрать  будущую   профессию исходя   из   индивидуальных   типологических особенностей.
Наряду с реализацией личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, много внимания уделяется  развитию коммуникативных способностей учащихся, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. С этой целью в  2000 году в лицее была создана детская организация.  Цель детской организации лицея – формирование готовности у лицеистов выполнять разнообразные социальные функции в обществе.  Детская организация в свою структуру включает:   Совет лицея, Информационный центр,  Аналитический центр,  Научное общество.
В компетенцию  Совета  лицея   входит осуществление контроля  за посещаемостью и опозданиями,   за санитарным  состоянием  кабинетов и мебели, организации дежурств и порядка на общешкольных мероприятиях, выработка Кодекса лицеиста, правил поведения в лицее и т. д.
Информационный центр в течение всего учебного года выполняет функцию информационного обеспечения необходимыми сведениями, а так же занимается оформительской поддержкой праздничных   общелицейских    мероприятий.  С 2011 года в лицее работает информационный терминал, в наполнении содержания которого участвуют практически все желающие лицеисты.
Аналитический центр в течение года занимается подготовкой и выпуском статей  ко всем текущим праздникам и мероприятиям лицея, поздравительных  газет именинникам и юбилярам, готовит и проводит опросы учащихся и сотрудников лицея на злободневные темы. С сентября 2007 года центром издается   8 — страничный журнал о жизни лицея. С 2011 года в лицее работает информационный терминал
Научное общество  занимается подготовкой к научным конференциям, поиском и освещением научных сенсаций, высказываний знаменитостей на научно- интеллектуальные темы.

 

Успешно проходят традиционные праздники «День знаний»,  «Осенняя спартакиада учащихся»,   «День лицеиста»,  «Новогодний вечер», «Последний звонок».

Лицей ставит своей задачей создание среды, в которой «модно» учиться. Для этого отрабатываются формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие условия, при которых у подростка возникает личное желание и потребность в максимальной самореализации.  Именно поэтому работу с одаренными и интеллектуально-мотивированными детьми в нашем учреждении мы выстраиваем, исходя из следующих принципов:
– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
–обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
– обеспечение внеурочной деятельности подростков через увеличение количества факультативов, через работу научно-исследовательских кружков;
– создание условий для интерактивного обучения при совместной работе учителя и учащихся, где роль учителя часто сводится к минимуму (координация и контроль).
Для повышения эффективности работы с учащимися было введено как в вузах деление учебного дня на сдвоенные уроки (пары). Это позволило увеличить плотность изучения материала, внедрить коллективные способы и интерактивные формы обучения, увеличить долю самостоятельной работы обучающихся на уроке.

 

2
Также преподавателями университета активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер. Понимание и восприятие проблемы на таких занятиях усиливается мультимедийным сопровождением, использованием программного обеспечения в целях интенсификации обучения. Кроме того, специальные обследования показали, что у детей, которые с компьютером «на ты», наблюдается преобладание интересов к математике, технике, труду по самообслуживанию и незначительно ниже интерес к гуманитарной сфере, естествознанию и природе.
Используется при обучении лицеистов и принцип междисциплинарных связей, что обеспечивает целостное и неразрывное содержание учебного материала. Так, например, на уроках биологии используются знания, полученные на уроках информатики, ораторского искусства, английского языка. Учащиеся создают презентации по различным темам предмета, проходят проверку знаний с использованием «Супер-теста» на персональных компьютерах современной комплектации.
Совмещая работу в ВУЗе и лицее, преподаватели принимают активное участие в научно-исследовательской работе учащихся. Ежегодно совместно с факультетами ТГУ проводятся научные и научно-практические конференции, где с лекционными докладами выступают как преподаватели и студенты университета, так и учащиеся Лицея ТГУ и других школ.
Заинтересованность всех сторон в высоком уровне подготовки выпускника является общей и делает Лицей и ВУЗ союзниками в решении проблем.     В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику лицея и одновременно абитуриенту ВУЗа позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему.
Успехи лицея были высоко оценены общественностью г. Томска. Конкурс при поступлении в 10-е классы лицея составляет в среднем 3-4 человека на место.
Несмотря на наши успехи, в том числе, конечно, и успехи учащихся, родители последних вынуждены были полностью оплачивать их обучение. В 2012 году инициативная группа родителей обратилась непосредственно к президенту Российской Федерации В.В. Путину с письмом. Вот как оценили в письме работу лицея родители детей:

« … Мы, родители учащихся лицея, высоко оцениваем то, что наших детей учат преподаватели университета, дающие высокий уровень знаний и особую культуру общения. Уже через полгода обучения дети существенно меняются: появляется сформированная мотивация достижений, личное желание и потребность в максимальной самореализации.
… Нельзя не отметить и тот факт, что культурное, эстетическое и этическое воспитание учащихся с привлечением сети научных и культурных центров Томского государственного университета и само непосредственное участие сотрудников университета (профессоров, доцентов, аспирантов) в воспитательном процессе обеспечивают эффективное интеллектуальное, культурное и нравственное развитие учащихся. Ведь подростка воспитывает, прежде всего, среда!
… О высокой конкурентоспособности выпускников говорит 100%-ое поступление выпускников в вузы, причем около 80% от всех выпускников лицея поступили на престижные факультеты Томских ВУЗов. От 10 до 15% обучаются в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.
… В течение последних лет лицей входит в тройку лучших школ г. Томска, стабильно занимая с 2006 года второе место в рейтинге по среднему баллу на ЕГЭ в городе Томске. Немаловажно и то, что за все годы работы лицея не было ни одного противоправного нарушения детьми.
… Считаем, что без создания нормативно-правового регулирования, обеспечивающего равенство правовых условий функционирования государственных и негосударственных аккредитованных образовательных учреждений … высоко-эффективная деятельность негосударственных общеобразовательных учреждений сведется на нет, и сделает невозможным реализацию детьми, их родителями права на выбор образовательных услуг, оказываемых частными школами. …»

Надо отметить, что через 7 месяцев после отправки письма было издано постановление о частичном субсидировании негосударственных аккредитованных образовательных учреждений. Это позволило лицею существенно снизить оплату родителей за обучение детей и оснастить современными техническими средствами учебный процесс.

Результативность деятельности лицея как целостной образовательно-воспитательной системы, основанной на взаимодействия с Томским государственным университетом, направленной на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и создание образовательной среды, способствующей успешности и развитию задатков у интеллектуально мотивированных подростков можно оценить по таким показателям как
– приобретение учащимися не только общеучебных умений и навыков познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности в соответствии с государственным стандартом общего образования, но и жизненно важных навыков и качеств;
– 100 процентное поступление выпускников в ВУЗы России, в том
числе, в ВУЗы Москвы и Санкт- Петербурга;
– сформированность самообразовательных умений;
– высокие показатели участия лицеистов в олимпиадах, научных
конкурсах и конференциях различного уровня.
– конкурентоспособность выпускников;
– удовлетворенность субъектов деятельности, в том числе, родителей
учащихся;
В 2013 году мы попали в 100 лучших лицеев России, директор лицея Галина Зиннатовна Дружинина была отмечена значком «Директор года 2013».
В 2014 году лицей занял третье место в бизнес-рейтинге среди негосударственных школ Сибири и Дальнего Востока и ему был присвоен статус «Лидер отрасли 2014».  При выдвижении учитывалась финансовая деятельность и достижения лицея в плане реализации полного общего образования, то есть, как раз по тем параметрам, к которым мы стремимся, — высокий рейтинг ЕГЭ, 100% поступление в ВУЗы. Ведущие преподаватели лицея Рудин Владимир Николаевич, Колпакова Людмила Викторовна, Матвеева Полина Федоровна, обеспечивающие высокий уровень подготовки учащихся а, значит, и высокие балы на ЕГЭ (например, у Л.В. Колпаковой 8 стобальников) награждены дипломами «Лидер отрасли 2014», директору вручен «Орден Русской Земли».

 

pMNTY-DePnk
В 2016 году по решению Президентского совета Фонда поддержки предпринимательских инициатив ЧОУ «Лицей ТГУ» был выдвинут номинантом ежегодной национальной премии «Компания №1» с присуждением почетного звания «НАДЕЖНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» и вручением руководителю почетного знака «За вклад в развитие национальной экономики».

Ежегодная национальная премия
в области делового имиджа, социальной репутации и доверия
«КОМПАНИЯ №1» — 2016
с присуждением почётного звания
«НАДЁЖНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

Уважаемая Галина Зиннатовна!

Организационный комитет Ежегодной национальной премии в области делового имиджа, социальной репутации и доверия «КОМПАНИЯ №1» — 2016 сердечно поздравляет Вас с достигнутыми высокими результатами в работе и сообщает, что по решению Президентского совета Фонда поддержки предпринимательских инициатив возглавляемая Вами компания выдвинута номинантом премии «Компания №1» с присуждением предприятию почетного звания «НАДЁЖНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» и вручением руководителю почётного знака «За вклад в развитие национальной экономики».

В 2015 году с целью приведения Устава в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации негосударственное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Лицей Томского государственного университета» (НОУСОО «Лицей Томского государственного университета») был переименовано в Частное общеобразовательное учреждение «Лицей ТГУ» (ЧОУ «Лицей ТГУ»).
Высшим органом управления Лицеем является Попечительский совет Лицея. В состав Попечительского совета Лицея по прежнему входят Учредители (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», ЗАО «Спурт – ЛТД») и лица, предложенные Учредителями. Основной функцией Попечительского совета Лицея является обеспечение соблюдения Лицеем целей, в интересах которых он был создан.

 

Che-3453